О литературной трусости и бесстрашииНаверное, это похоже на манифест нашего лито, каким я его вижу.
О литературной трусости и бесстрашии
Известно, что самым большим, реальным и неотвязным страхом современного «рифмователя» является фобия банальности. Современные рифмующие цицероны пугаются не только таких слов как «Отечество», «Родина», но уже и слова «любимая», «любимый» вызывают у них приступ страха. Страх показаться пошлым, наивным и (о ужас!) неоригинальным.
Будь ты влюблён сколь угодно беззаветно и безоглядно, всё равно не смей говорить этого запретного слова. Говорить «Я тебя люблю» - расписаться в собственной бездарности. Ведь это было сказано миллиарды раз! Есенин - не поэт, ибо пафосен и наивен.
Так считают многие, если не большинство современных эстетов. Они очень боятся пафоса. Так, как боятся огня люди, не умеющие с ним обращаться. А самый простой выход из положения для тех, кто не умеет обращаться с огнём - отказаться от огня, заняться сыроедением. Самый простой способ передвигаться когда кончилось топливо - идти пешком. Что многие делают и гордятся этим.
Интересно в этой связи отношение к поэзии. Что она для нас такое? Читая стихи многих современных (в том числе и маститых, признанных авторов), прихожу к мысли, что главным в Поэзии для них является возможность и способность выразить свои мысли как можно более «свежо», «оригинально», «мастерски».
Нет, сие само по себе, конечно, не плохо. Ни в коем случае не отрицаю. Но ужас в том, что этим всё и ограничивается. Суть слова «поэзия» как философского понятия, как системы ценностей, вернее - отношение к окружающему миру , суть «системы», которая самая что ни на есть асистемная и не поддающаяся логической оценке, а находящаяся как раз в той сфере, что по-русски именуется - «Чувство», по-гречески называется «Лирикой», или даже (эстеты, закройте уши!) «Пафосом» эта часть понятия «поэзия» им словно бы не знакома. Важна только форма.
Они (современные эстеты) не думают о том, что у каждого стихотворения должно быть что-то типа «свидетельства о рождении» у ребёнка. То есть, я хочу сказать, что каждое стихотворение должно быть рождено, сочинено-зачато почему-то, для чего-то, а самое главное - КЕМ-ТО конкретным.
В каждой строфе, в каждом предложении и чуть ли не знаке, мы видим хорошего автора, как можем видеть черты родителей в чертах ребёнка. И этим автор оригинален, как оригинален любой человек, рождающийся на свет. Не надо дополнительного оригинальничания - это похоже уже на мартышничанье!
Для себя я пришёл к неким выводам и хочу ими поделиться.
1. Сила Поэзии не только ( и даже не столько!) в красоте образов. В конце-концов, не надо делать из еды культа - это всего лишь еда, средство жить.
2. Сила поэзии - в бесстрашии. Говори то, что хотел сказать и никогда не оглядывайся по сторонам. Никогда не усложняй искусственно свои мысли или образы в надежде понравиться окружающим. Не нравится эстетам твоё творчество - почитай то, что им по душе и, вполне возможно, ты и сам расхочешь войти в их круг интересов!
3. Всегда оставайся собой - что бы ни случилось.
4. Эти нехитрые истины банальны до невозможности, но совершенно верны. В сущности, слово «банальность» в некотором смысле означает «вечность». Думаю, в вечных ценностях нет ничего плохого. Другое дело, что озвучивать их автор будет своим собственным голосом, глядя со своей колокольни, с высоты своего жизненного опыта и потому упрёки в банальности несостоятельны. Это не банальность, а бесстрашие художника. Именно это бесстрашие и вводит его со временем в большую Литературу.
Тимур